?

Log in

No account? Create an account

Ср, 21 авг, 2013, 14:30
Для тех, кто пытается злословить по поводу моей веры

Именно для тех, кто пытается, так как, собственно говоря, в именовании "христианин" я не вижу ничего скверного.

Поскольку подобные "обвинения" - или незаслуженные комплименты, как посмотреть - стали удручающе регулярными, прежде всего на форуме kuraev.ru, я решил написать эту краткую историческую справку. Блог, кажется, самое подходящее для этого место.

На всякий случай уточню - все факты, которые я упоминаю, при желании несложно проверить.

Итак. Главное, что я имею сказать: к христианству я никакого отношения не имею. Точнее, мое отношение исчерпывающе описывается словом "хорошее" :)

Да, у меня есть друзья-христиане в России. В частности, методистская церковь города Екатеринбурга. Недавно мы их навещали, соответственно, были и в церкви - понятно, не в качестве христиан, я был в кипе. Это именно друзья, а не единоверцы.

Первая вера и первая версия понимания Библии, с которой я познакомился и которой начал учиться (к сожалению, совсем недавно, около 5 лет назад), была еврейская вера. Свое обучение я начал с контактов с равом Арье Файном (он работал тогда в Екатеринбурге, милейший человек), с участия в еврейском блоге Маханаим и с чтения Торы "Сончино" (комментарий Герца) и "Тегилим" Швут-Ами, которые любезный Арье привез нам из Израиля. Кстати, именно в тот период мы подружились с методистской церковью и иногда бывали у них, оставаясь каждый при своей вере - они оказались достаточно открытыми и разумными для такой возможности.

Затем мы репатриировались, и моим учителем стал рав Эли Тальберг (город Кармиэль). (Он, в свою очередь, ученик рава Ицхака Зильбера.) В его общину мы пришли буквально в первую же неделю после приезда - мы были немного знакомы и раньше. Вначале мы посещали бейт-мидраш, но 3 года назад он оказал мне большую честь и стал заниматься со мной индивидуально. К сожалению, сейчас это сократилось в силу огромной его занятости - община (Ницоц-Маханаим) быстро растет, дел невпроворот. В этой общине меня два года назад выбрали в правление, отвечать за интернет - не сказать, что это серьезная работа, но в меру сил я старался. Однако, я уже вышел из правления общины: в данный момент интернет-проект не самый актуальный для общины.

И вот, совершенно параллельно с моим обучением Торе и абсолютно независимо от христиан, которых в Израиле я почти и не видел (нечасто встречаются), в своем диалоге с Всевышним я пришел к убеждению, что именно Он был Иисусом две тысячи лет назад. Естественно, мой рав был одним из первых, кто об этом узнал (первой была моя жена). Он не согласился с моим убеждением (как, впрочем, и моя жена), не согласен и сейчас, что, впрочем, не мешает мне продолжать учебу. Это убеждение выходит за рамки еврейской веры, а вне этих рамок у нас по некоторым вопросам неодинаковое мнение.

Поскольку это мое убеждение никак не связано с христианами и развивалось в рамках еврейского обучения, понятно, что в деталях мое понимание довольно сильно расходится с большинством христианских представлений. Будь я христианином, это считалось бы ересью. Главное отличие, наверно - я не верю в Троицу и считаю это ложным представлением, хотя и, по-видимому, необходимым на определенном этапе. Божественность Иисуса я воспринимаю в рамках концепции двекута, как развитие линии Адам - Ноах - Авраам. Именно двекута, а не пророчества - это разные явления: как объяснял мне мой рав, в еврейской традиции величайшим пророком считается Моше, однако величайший уровень двекута приписывается Аврааму. Если же довести до предела прилепленность человеческой личности к Богу, в конце концов получим предельную степень растворения, при которой человеческая личность отождествляется со Всевышним (или, лучше сказать, Он отождествляет Себя с человеком). И это уровень Иисуса. И, кстати, это не финал - следующим шагом может быть отождествление каждого человека с Богом, Божественность всех. Об этом очень хорошо пишет рав Эли бар-Яалом: http://imenno.livejournal.com/358443.html "Человек будет сотрудником Бога. Потому что любой человек - воплощённый Бог."

Примерно такая ситуация. Осталось добавить, что в последнее время я стараюсь активно изучать христианство. Фактически, в нашей группе единомышленников (наша община, дружественные общины, некоторые равы Израиля и Штатов) это стало моей функцией: изучение, контакты и конструктивный диалог с христианством. Из тех, кто тоже этим занимается, могу назвать рава Меира Брука из Нью-Йорка, с которым мы поддерживаем постоянный контакт.

Пн, 26 авг, 2013 08:41 (UTC)
christian_in_ua

дякую за відвертість

нехай Бог Живий підтримує Вашу віру (=довіра+розуміння+вірність) і надалі....

Чт, 29 авг, 2013 07:43 (UTC)
sypkov

А зачем Вы активно изучаете христианство? Иудеям нечего почерпнуть из учения идолопоклонников.

Чт, 29 авг, 2013 11:12 (UTC)
danielalievsky

Во-первых, потому, что я доверяю Творцу и не верю, что Он создал всю человеческую цивилизацию на основе идолопоклонства. Я считаю, что идолопоклонство на Земле довольно давно и прочно ушло в прошлое, причем в основном стараниями христиан. Творец создал ряд мировых религий, которые, да, не идентичны и не подходят представителям друг друга - еврею нельзя становиться христианином, а буддисту мусульманином. Но это часть общего Божественного плана, итогом которого станет приход всех людей в Иерусалимский Храм и изучение Торы.

Соответственно, другие вероисповедания и мировоззрения заслуживают изучения уже потому, что это дар Всевышнего и путь миллиардов людей. По тем же причинам, по которым еврею полезно изучать математический анализ, бывать в Оперном театре и читать Шекспира. Образование необходимо любому человеку, а чтобы быть евреем, как говорит мой рав, прежде всего надо научиться быть человеком. И, действительно, многие мои знакомые раввины и не-раввины, ортодоксальные евреи, активно изучают мировоззрения и школы других народов. Мой рав, например, достаточно глубоко знакомился с учениями Востока, которые он упоминает в своей книге Тикун-а-Брит. Рав Рувен Резник, насколько в курсе, работает с исламом. А Меир Брук, как и я, интересуется христианством.

Во-вторых, у евреев есть дополнительная необходимость изучать христианство, ислам и прочие религии - необходимость, которой нет у других народов. Но уже не потому, что евреи могут почерпнуть что-то для себя (хотя, как я сказал выше, почерпнуть есть что), а потому что, наоборот, евреям предписано быть учителями и священниками для народов мира, стать светом для народов. Но чтобы кого-то учить, надо, как минимум, понимать того, кого учишь. В идеальной ситуации, дай Бог дожить, мы должны завоевать достаточное уважение среди народов мира, чтобы Римского Папу и Далай-Ламу хотя бы в принципе могли избирать среди евреев! (Ведь когда-то это уже было - первым Папой действительно считается обычный ортодоксальный еврей.) Учителем не может стать тот, кто провозглашает себя самым умным; учитель - это тот, кого уважают другие и считают честью учиться у него.

В-третьих, и это уже мое частное мнение, я вижу еще одну необходимость для евреев знакомиться с Новым Заветом. Уже не с христианством как таковым, а именно с Новым Заветом. Ведь это творение создано в Израиле, израильскими евреями, по воле и под руководством Всевышнего. Да, основным адресатом этого послания еврейского народа оказались другие народы, ибо так решил Творец. Но отсюда не следует, что это послание не нужно нам самим. Читая эти книги уже в рамках еврейской традиции, я вижу там колоссальный пласт информации, которую, собственно, не евреям вообще крайне сложно увидеть. Ведь, по сути, это первая запись Устной Торы, незадолго до Мишны - стопроцентно использующая понятийную базу нашей традиции, приемы толкования, язык мидраша и т.д. Однако, в силу исторических причин, а именно галута и конфликта с христианством, этот огромный блок информации был провозглашен "некошерным" и де-факто утрачен нашим народом. Мне кажется, пришло время переосмыслить этот текст и вернуть в рамки еврейской традиции уже как еврейский текст. Тем самым взаимоотношения с христианством приобретут законченность: есть огромная и цельная Тора, а христиане, как "дочернее предприятие" (по выражению Полонского), опираются на ее часть - письменный Танах и наиболее важный фрагмент УТ.

Примерно так.

Чт, 29 авг, 2013 13:35 (UTC)
sypkov

Идолопоклонством кроме христиан занимается еще пара миллиардов человек: индуисты, буддисты, синтоисты, конфуциане, просто язычники африканских и южноамериканских племен. Почему Вы не учите Бхагават Гиту - эта книга почитаема большим количеством народа, чем христиаские книжки?
Почемы Вы считаете, что "новый завет" написали евреи по воле Вс-вышнего? Его написали греки по своей воли под руководством Сатана - ангела Эдома.
Христиане не опираются на Тору, они не выполняют и семи заповедей из нее.
Ущербная у Вас логика, однако. Оказывается, чтобы перевоспитать уголовников, нужно самому придерживаться системы "понятий" и поддерживать авторитетных воров в законе. Вы христиан христианству учить собрались? Они его знают лучше Вашего, если Вы сам не миссионер, который хочет совратить евреев в греческое языческое трибожие.

Чт, 29 авг, 2013 16:42 (UTC)
danielalievsky

Воля ваша - считать, что весь мир идолопоклоннический. Я же верю Творцу и считаю, что Он разумно управляет человечеством. Причем управляет Один, не передавая управление миром какому-нибудь "второму богу" вроде ангела Сатана.

Бхагават Гиту я не учу просто потому, что нельзя объять необъятное. Этим будут заниматься другие евреи. Моя "специализация" в еврейской функции - христианский мир.

Что же до уголовников... возможно, вы не так уж неправы. Даже в тех случаях, когда евреям придется иметь дело с явными язычниками, стараясь научить их чему-то, необходимо понимать их язык и систему понятий. Но, естественно, не придерживаясь самим этих понятий.

По ходу дела одно техническое замечание. Это не "кураевка", это мой блог. Бессмысленных обвинений здесь я здесь не приветствую. Если хотите участвовать, смените тон, пожалуйста.

Чт, 31 окт, 2013 06:21 (UTC)
Михаил Проскурин

Троица - впервые употребляется во втором веке в апологии против язычников. На самом деле это условный термин, а не точное определение Бога (хотя многие христиане хотят в этом видеть точное определение Бога).

Очень интересно узнать о "концепции двекута". В православии есть учение об обОжении (теозис), когда человек может стать богом не по существу, но по благодати. А также есть учение о соединении с Богом в экстазе.

"Высшей степенью богопознания служит экстаз. Начатки этого учения можно отметить у Климента Александрийского и Макария Египетского (экстаз монтанистов, чуждый спекулятивно-мистического характера, был явлением другого порядка). На развитие Григорием Нисским учения об экстазе оказала влияние философия Филона. Но воспринять это философское учение его уполномочивали экстатические явления, освященные монашеством. Учение об экстазе излагается Григорием в двух сочинениях: "О жизни Моисея законодателя" и в толкованиях на книгу Песнь Песней. В первом, написанном в подражание трактату Филона под таким же заглавием, жизнь пророка изображается как ряд духовных побед, принесших ему двукратное созерцание в экстазе Сущности Божией. В комментариях на Песнь Песней изображается состояние души человеческой, с томительной жаждой стремящейся к единению со своим Женихом-Христом. По мере нравственного очищения она постигает Бога всё более и более. Но каждая достигнутая ступень богопознания открывает перед ней ряд новых ступеней. Предмет ее стремлений всякий раз улетает от объятия ее помыслов, лишь возбуждая еще большую жажду познания. Этот продолжительный процесс завершается экстазом. Само состояние экстаза Григорий характеризует следующими чертами.

Он наступает внезапно и неожиданно для человека.
Мысль человека отрешается как от чувственных воззрений, даваемых ощущением, так и от рассудочных понятий, или дискурсивного мышления.
Смена чувств и мыслей, напоминающая человеку о времени, на мгновение прекращается, и он соприкасается душой с неподвижной вечностью.
Состояние экстаза Григорий сравнивает "с опьянением или с исступлением ума, обладаемого вином".

В экстазе человек познает Сущность Божию, а не только Его деятельность. Но Сущность Божества в полноте Своей жизни не имеет никакого сходства не только со всем видимым, но и со всем умопостигаемым. Кроме того, она неопределима, потому что безгранична. Поэтому для человека даже в состоянии экстаза познание Существа Божия сводится к познанию непостижимости и безграничности Божией.

Учение Григория Нисского о богопознании подверглось дальнейшей разработке со стороны псевдо-Дионисия Ареопагита".

- Попов И. В. Патрология. Период второй. Патристическая, или посленикейская, церковная литература. Григорий Нисский

Чт, 31 окт, 2013 06:43 (UTC)
danielalievsky

Двекут - это то самое слово, которое переведено как "прилепится" в стихе "Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей". Смысл - стать единым целым, разумеется, в смысле единения личностей. Это может быть между людьми, но может быть также между человеком и Творцом. Идеальная супружеская пара может служить моделью подобных отношений человека и Бога. В предельном случае получается Богочеловек, в котором обе личности - Бог и человек - слиты воедино.
Конечно, гораздо лучше о двекуте в еврейской традиции (понятно, что без концепции Боговоплощения) послушать не меня, а еврейских учителей. В частности, рекомендую книгу моего учителя - http://tikkunhaberit.org/ru/tikkun_ha_berit/tikun_ha_brit.html (можете найти там слово "двекут").

Чт, 31 окт, 2013 08:02 (UTC)
Михаил Проскурин

Спасибо за ссылку. Обязательно почитаю.))