?

Log in

No account? Create an account

Чт, 6 авг, 2015, 15:33
Исайя 42 и коллективный Машиах - уже сейчас

Наконец-то я начал систематически перечитывать Танах с еврейскими комментариями. Вот уже почти 2 года. Сейчас "добрался" до Исайи.

42-я глава довольна любопытна в плане той личности, которую Синодальный перевод называет "Отроком", а иврит - попросту "рабом". Я даже затеял обсуждение с христианами, как у них получается отнести это к Христу:
http://kuraev.ru/smf/index.php?topic=644997.0

А дальше, по мере обсуждений, сличения с Евангелием Мф. 24, сравнения еврейских и христианских толкований у меня появился любопытный вывод.

Традиционно еврейские и христианские толкования одних и тех же текстов спорят друг с другом. Одни говорят о царе-Машиахе, другие относят это к Иисусу, одни толкуют о возрождении Израиля, другие красочно описывают ужасного Антихриста. Это общеизвестно и очень скучно: из таких диспутов выходят одни холи-вары.

Я же попробовал подойти с противоположной стороны. Допустим, что все пророчества НЗ столь же истинны, как и пророчества Танаха. (Лично я так и думаю.) Допустим также, что как идея еврейского Машиаха, при котором наступит всеобщий мир и благоденствие, так и идея, что Иисус был Воплощенным Богом, - также обе истинны. Правда, первое озвучено в Танахе более однозначно, чем второе в НЗ, но давайте попробуем доверять не только буквальному тексту, но и традициям толкований - по крайней мере в принципе. (Я, например, уверен, что Иисус был Богом.) Что у нас тогда получается?

Машиах, конечно, прийти обязан: это Бог неоднократно обещает через пророков Танаха. Равно как и эпоха процветания должна наступить. Иисус тоже обещает Свой повторный приход ("Свой", а не "свой", ибо Он Бог) в Мф. 24, причем в принципе описание, хотя и компактнее (зачем повторяться), вполне соответствует танахическим пророчествам: там тоже речь о собирании избранных, о сыне человеческом, о плаче племен земных (которые не с Богом) и т.д. Более того, Он свидетельствует в нескольких местах, что именно Он является Машиахом (Христом).

Но если так, то Машиах из еврейских пророчеств не может быть человеком! Точнее, только человеком, как считается в еврейских толкованиях. Согласно обещанию Иисуса, Машиах (которым Иисус и является) будет Самим Богом и Сам поведет за собой евреев. В этом нет в принципе ничего нового, ведь Он уже делал это в пустыне Синай - причем вначале хотел послать ангела, а потом "передумал" и пошел Сам.

Идем дальше. Исайя пишет (перевод Гурфинкель, Ис.42:1-4):

Вот Мой раб, которого держусь, Мною избранный, (кому) благоволит душа Моя. -
Я возложил Мой дух на него, он суд для племен произведет.
Не крикнет и (голоса) не поднимет, и не даст слышать снаружи свой голос;
тростины надломленной не сломает, и тусклого фитиля, он его не погасит, по правде производить будет суд.
Не потускнеет и не надломится, пока не установит на земле (правый) суд, и его учения (Торы) острова будут ждать.


Что же это за "раб"? Теперь это уже вряд ли Машиах - не может Бог на Бога возложить Свой дух. Христиане, конечно, настаивают именно на этом (и позже мы увидим, что это тоже правильно: как обычно бывает, пророчество говорит сразу о двух родственных процессах). Но в еврейской традиции есть стандартная альтернатива, которая встречается, пожалуй, даже чаще - это еврейский народ. И то же самое в 6-м стихе ("призвал тебя", "беречь тебя" и пр.).

А что у Матфея (24:31)?
и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их.

Да ведь речь о возвращении пророчества! Бог "возложит Свой дух" на евреев (которого они были долгие века почти лишены), люди снова станут говорить с Богом, и благодаря этому "произведут праведный суд для народов". И такого учения, конечно, будут ожидать острова.

Теперь обратимся к реальности - как известно, главному критерию истины. В Израиле уже сейчас собираются избранные. Допустим, не все 100% галахические евреи, и не все галахические евреи собираются, но корреляция очевидна. Бог не обещал собирать именно "галахических". Люди всего мира, а особенно евреи, уже пережили великую скорбь, о которой говорится в Мф.24:21 и 24:29. И об этой же великой скорби рассказано в Левит 26. Страшнее мировых войн и Холокоста, и правда, вообразить невозможно. И, самое главное - в мир уже возвращается пророчество. Вообще говоря, по всему миру, а в Израиле - особенно концентрированно. Похоже, детей, которые сегодня могут слышать Бога, уже не единицы, а десятки процентов.

Вспомним, как Матфей описывает приход Машиаха:
24:27 ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого;
24:31 и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их.
Непохоже на помазание очередного царя или премьер-министра Израиля, правда? А вот на возвращение Бога к людям, в массовом порядке, от края до края земли - еще как похоже!

В иудаизме есть конценция, согласно которой Машиах, который придет, будет коллективным: это будет не один какой-то человек, а целое сообщество, которое выполнит заповеданные Машиаху функции. Но эта концепция начинает звучать гораздо глубже, если мы соединим ее с христианской идеей Машиаха-Богочеловека. 2000 лет назад Он "возложил Свой дух" на одного человека (так что и христианское толкование имеет смысл), в итоге получился Машиах в первом пришествии - тот, кто подготовил в человечестве процессы, дающие возможность реального прихода к Богу всех или большинства населения планеты. А сегодня мы видим, как Он "возложил Свой дух" не на одного человека, а на огромное сообщество избранных - евреев, но также и на других людей по всему миру. И мы снова видим Богочеловека, Он же Сын Человеческой - но не в одном, а в миллионах лиц. И вот эти миллионы людей и есть Машиах. И он уже пришел! И начинает свою работу.

Как-то так.

Пт, 7 авг, 2015 15:20 (UTC)
kolictrat189

совсем не так

Пт, 7 авг, 2015 15:22 (UTC)
danielalievsky

Краткость - сестра таланта :)

Пт, 7 авг, 2015 15:25 (UTC)
kolictrat189

ваша главная ошибка в национальном самоопределении
вы твёрдо уверены,что вы еврей?

Вт, 11 авг, 2015 22:44 (UTC)
danielalievsky

Ну конечно :)

Ср, 12 авг, 2015 06:35 (UTC)
kolictrat189

сочувствую

Чт, 16 фев, 2017 12:23 (UTC)
baydujeva

.. ммм.. это тоже прокомментирую.

если внимательно читать ТаНаХ, то открывается будто бы 2 Машиаха. один - страдающий и отвергнутый. презираемый, берущий на себя чужие грехи. другой - победоносный и прославленный, осуществляющий суд над нечестивыми, непокорными Торе, владычествующий. короче, доминантный.
и христиане верят, что Слово-Бэн сначала пришел, как бы.. рецессивно. починил Себя существующей системе (а властителем системы этого мира из-за отдачи власти ему согрешившим Адамом, увы, отчасти является сатан) и тем, по воле Отца, произвел первый суд и над грехом и над всей системой мира. Б-г пришел как бы инкогнито, не во всей славе, для определенной задачи, а именно явлением смирения пред Отцом - сокрушить внутреннюю власть греха и смерти над внутренней природой человека и творения. но второе пришествие Йешуа будет выглядет иначе. и будет подлинно доминантным. когда от лица Владыки побегут и небо и земля. и люди не будут знать, под какой плинтус забиться.

но и это еще не все.
и ТаНаХ, и Новый Завет рисуют нам мессианство не только Самого Шило, но и Его народа. Йисраэля. а затем - Нового Йисраэля, Небесного Иерусалима, или Невесты-церкви, т.е. народа Б-жьего, собрания искренних верующих, спасенных детей аШэм.
и НЗ уподобляет Самого Машиах Главе, а Своих возлюбленных - Телу.

Вс, 19 фев, 2017 16:59 (UTC)
danielalievsky

Про Машиаха у нас уже есть информация в рамках курса 8-го Дня. Как красиво сказал волшебник в "Обыкновенном чуде", "все будет совсем иначе". Оно действительно иначе, хотя не противоречит ни одному пророчеству прошлого и не менее чудесно.