Daniel Alievsky (danielalievsky) wrote,
Daniel Alievsky
danielalievsky

Categories:

Исайя 42 и коллективный Машиах - уже сейчас

Наконец-то я начал систематически перечитывать Танах с еврейскими комментариями. Вот уже почти 2 года. Сейчас "добрался" до Исайи.

42-я глава довольна любопытна в плане той личности, которую Синодальный перевод называет "Отроком", а иврит - попросту "рабом". Я даже затеял обсуждение с христианами, как у них получается отнести это к Христу:
http://kuraev.ru/smf/index.php?topic=644997.0

А дальше, по мере обсуждений, сличения с Евангелием Мф. 24, сравнения еврейских и христианских толкований у меня появился любопытный вывод.

Традиционно еврейские и христианские толкования одних и тех же текстов спорят друг с другом. Одни говорят о царе-Машиахе, другие относят это к Иисусу, одни толкуют о возрождении Израиля, другие красочно описывают ужасного Антихриста. Это общеизвестно и очень скучно: из таких диспутов выходят одни холи-вары.

Я же попробовал подойти с противоположной стороны. Допустим, что все пророчества НЗ столь же истинны, как и пророчества Танаха. (Лично я так и думаю.) Допустим также, что как идея еврейского Машиаха, при котором наступит всеобщий мир и благоденствие, так и идея, что Иисус был Воплощенным Богом, - также обе истинны. Правда, первое озвучено в Танахе более однозначно, чем второе в НЗ, но давайте попробуем доверять не только буквальному тексту, но и традициям толкований - по крайней мере в принципе. (Я, например, уверен, что Иисус был Богом.) Что у нас тогда получается?

Машиах, конечно, прийти обязан: это Бог неоднократно обещает через пророков Танаха. Равно как и эпоха процветания должна наступить. Иисус тоже обещает Свой повторный приход ("Свой", а не "свой", ибо Он Бог) в Мф. 24, причем в принципе описание, хотя и компактнее (зачем повторяться), вполне соответствует танахическим пророчествам: там тоже речь о собирании избранных, о сыне человеческом, о плаче племен земных (которые не с Богом) и т.д. Более того, Он свидетельствует в нескольких местах, что именно Он является Машиахом (Христом).

Но если так, то Машиах из еврейских пророчеств не может быть человеком! Точнее, только человеком, как считается в еврейских толкованиях. Согласно обещанию Иисуса, Машиах (которым Иисус и является) будет Самим Богом и Сам поведет за собой евреев. В этом нет в принципе ничего нового, ведь Он уже делал это в пустыне Синай - причем вначале хотел послать ангела, а потом "передумал" и пошел Сам.

Идем дальше. Исайя пишет (перевод Гурфинкель, Ис.42:1-4):

Вот Мой раб, которого держусь, Мною избранный, (кому) благоволит душа Моя. -
Я возложил Мой дух на него, он суд для племен произведет.
Не крикнет и (голоса) не поднимет, и не даст слышать снаружи свой голос;
тростины надломленной не сломает, и тусклого фитиля, он его не погасит, по правде производить будет суд.
Не потускнеет и не надломится, пока не установит на земле (правый) суд, и его учения (Торы) острова будут ждать.


Что же это за "раб"? Теперь это уже вряд ли Машиах - не может Бог на Бога возложить Свой дух. Христиане, конечно, настаивают именно на этом (и позже мы увидим, что это тоже правильно: как обычно бывает, пророчество говорит сразу о двух родственных процессах). Но в еврейской традиции есть стандартная альтернатива, которая встречается, пожалуй, даже чаще - это еврейский народ. И то же самое в 6-м стихе ("призвал тебя", "беречь тебя" и пр.).

А что у Матфея (24:31)?
и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их.

Да ведь речь о возвращении пророчества! Бог "возложит Свой дух" на евреев (которого они были долгие века почти лишены), люди снова станут говорить с Богом, и благодаря этому "произведут праведный суд для народов". И такого учения, конечно, будут ожидать острова.

Теперь обратимся к реальности - как известно, главному критерию истины. В Израиле уже сейчас собираются избранные. Допустим, не все 100% галахические евреи, и не все галахические евреи собираются, но корреляция очевидна. Бог не обещал собирать именно "галахических". Люди всего мира, а особенно евреи, уже пережили великую скорбь, о которой говорится в Мф.24:21 и 24:29. И об этой же великой скорби рассказано в Левит 26. Страшнее мировых войн и Холокоста, и правда, вообразить невозможно. И, самое главное - в мир уже возвращается пророчество. Вообще говоря, по всему миру, а в Израиле - особенно концентрированно. Похоже, детей, которые сегодня могут слышать Бога, уже не единицы, а десятки процентов.

Вспомним, как Матфей описывает приход Машиаха:
24:27 ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого;
24:31 и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их.
Непохоже на помазание очередного царя или премьер-министра Израиля, правда? А вот на возвращение Бога к людям, в массовом порядке, от края до края земли - еще как похоже!

В иудаизме есть конценция, согласно которой Машиах, который придет, будет коллективным: это будет не один какой-то человек, а целое сообщество, которое выполнит заповеданные Машиаху функции. Но эта концепция начинает звучать гораздо глубже, если мы соединим ее с христианской идеей Машиаха-Богочеловека. 2000 лет назад Он "возложил Свой дух" на одного человека (так что и христианское толкование имеет смысл), в итоге получился Машиах в первом пришествии - тот, кто подготовил в человечестве процессы, дающие возможность реального прихода к Богу всех или большинства населения планеты. А сегодня мы видим, как Он "возложил Свой дух" не на одного человека, а на огромное сообщество избранных - евреев, но также и на других людей по всему миру. И мы снова видим Богочеловека, Он же Сын Человеческой - но не в одном, а в миллионах лиц. И вот эти миллионы людей и есть Машиах. И он уже пришел! И начинает свою работу.

Как-то так.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments