Daniel Alievsky (danielalievsky) wrote,
Daniel Alievsky
danielalievsky

Categories:

Фундаментальные вопросы по иудаизму

(Сразу даю ссылки в продолжение этой темы: "Иудаизм и Тора" и "Сказка о Великом Трурле, или почему Тору изучают так, а не иначе" По "сказке" есть довольно интересные ответы.)

В последние полгода я начал робкие попытки изучать иудаизм.

На этой фразе нужно остановиться. Зачем я его стал изучать? Во избежание недоразумений, надо сразу оговориться, что не является моим мотивом. Очень многие отвечавшие мне здесь иудеи почему-то считают, что я хочу изучить иудаизм или потому, что я еврей (иудей), или потому, что хочу таковым стать. Это совершенно не так. Мне действительно интересна религия. Но на данный момент я не могу выделить какую-то одну из мировых религий (или более частных) как единственно близкую мне. И Тора, и еврейские традиции для меня пока значат, в принципе, не больше, чем любой другой древний религиозный или философский текст и чем обычаи любого другого народа. Может быть, когда-нибудь я сделаю выбор "в пользу" какой-то религии, если для этого у меня будет достаточно информации. Может быть, никогда не сделаю.

Почему тогда иудаизм? Да просто потому, что иудаизм, точнее Танах (ивритский оригинал Ветхого Завета), лежит в основе двух мировых религий, охватывающих, наверно, половину всего человечества. Вопросы, связанные с Ветхим Заветом, обсуждали на протяжении веков сотни великих философов, и современная наука вновь и вновь сталкивается с этими же вопросами. И этот громадный пласт общечеловеческой культуры не может не вызывать интереса.

Почему же меня заинтересовала религия и что это за интерес? Скажу так: я типичный представитель так называемой Западной внерелигиозной человеческой культуры. (Можно было бы сказать общечеловеческой, если бы не Восток - Китай, Индия, Япония, Тибет, с почти неизвестными мне ценностями.)

Что за культуру я имею в виду? Это - разнообразные науки, столь впечатляюще развившиеся со времен греческих натурфилософов. Это - великая литература, от Гомера до Шекспира и до современных писателей и поэтов. Это - музыка, живопись, скульптура. Это - философия, от систем Платона до Канта и поздейших открытий метаматематиков (Гедель). Это этика и мораль: те правила и понятия, в которых современные культурные (не обязательно религиозные!) люди воспитывают своих детей. Это гуманизм, уважение к людям и природе, которые побудили развитые страны отказаться от смертной казни, терпимо относиться к разным религиозным, политическим и сексуальным убеждениям, помогать старикам, больным, инвалидам, сиротам, породили движение "зеленых", заставили множество вегетарианцев добровольно отказаться от мяса и пр., и пр. Это уважение и интерес к обычаям разных народов, это попытки освоения космоса, это усилия по предотвращению войн - в общем, все лучшее, что породило человечество за 4-5 тысяч лет истории. За исключением религий.

Все это мне близко, интересует всю жизнь, и я продолжаю учиться - прекрасно сознавая, что знаком лишь с ничтожной долей этого грандиозного богатства. Эта культура дает ответы на многие важные вопросы, многое помогает понять в жизни. Но - конечно же, не всё. Что такое душа? Что происходит после смерти и перед рождением? Что такое законы кармы и почему они такие? Какие существа, боги, духи или демоны существуют за пределами известного нам мира? Зачем люди вообще рождаются? Бывает ли волшебство, и если да, то что это такое? И многое, многое другое. Вопросы, которые мы обычно задаем еще маленькими детьми, но ответы на которые не удается получить ни из эксперимента, ни из какого-либо иного наблюдения над людьми и внешним миром.

За этими вопросами я и обратился к религиям. Будучи человеком "западным", конечно, в первую очередь я заинтересовался христианством. Я рассчитывал узнать, пусть без четких экспериментальных доказательств, нечто такое, чего нет в обычной, "мирской" культуре.

Начал я с Евангелия. Как и многие, был в восторге. Да, там почти нет никаких новых знаний о мире, о посмертии, о Боге - Иисус про это почти не говорит. Но есть великие нравственные идеалы, как сформулированные Христом, так и демонстрируемые всей его жизнью и смертью. Идеалы, которые для современного "светского" человечества, пожалуй, по-прежнему новы и труднодостижимы. "Прощать своим врагам" и "любить своих врагов". Для меня то, что сказал и сделал Иисус и те великие подвижники, которые считаются христианскими святыми, очень многое проясняет и в смысле жизни, и в законах кармы, и в человеческой душе.

Но затем я пошел дальше. Стал изучать основу, на которой выросло евангелическое христианство - Ветхий завет. Здравый смысл подсказал мне, что лучше изучать эту основу в рамках той религии, для которой это - центральная книга и которая специально занимается анализом и расшифровкой глубинного смысла, "спрятанного" в ивритских формулировках. Соответственно, я купил Тору, начал изучать иврит (понимая, что этот язык потребует много лет) и обратился к иудеям за помощью.

А помощь оказалась жизненно необходимой. Ибо, в противоположность Евангелию, текст самой первой книги, Пятикнижия, по крайней мере, при буквальном чтении русского перевода, не содержит практически вовсе никакой информации, который бы я уже не располагал из обычной человеческой культуры. Как будто бы человечество уже давно усвоило, продумало и развило сведения и установки Торы, и сейчас Тора интересна лишь как исторический документ - примерно так же, как трактат Евклида по отношению к современной евклидовой геометрии. Но в трактате Евклида, я уверен, нет никаких "таинственных знаний", более того, с современных позициий он крайне неточен и неаккуратен (какое-то математическое образование у меня есть). Для изучения геометрии несравненно полезнее обратиться к современным учебникам. А вот насчет Торы - мне нужна консультация.

С точки зрения знаний о мире: вместо рассказа о других мирах, о сверхсуществах, создавших, по-видимому, Шамбалу и наблюдающих за человечеством, о природе того "эфирного" тела, которое остается после смерти (что уже находит подтверждения даже в обычной науке) - вместо всего этого имеет место обыкновенный набор довольно-таки первобытных мифов. О "сотворении" Земли, о мифологических Адаме и Еве, о дереве Познания, о Потопе, о море, якобы расступившемся перед посохом, и прочее. Мифы неоригинальные, судя даже по беглому знакомству с историческими исследованиями: подобные верования были и у других народов, а много прямо заимствовано из мифологии, кажется, Вавилона. С точки зрения историка или этнографа это, конечно, интересно, но я не историк.

С точки зрения морали и этики: опять же ничего нового! Более того, излагаемые в Торе нормы поведения, может быть, и шаг вперед по сравнению с первобытными дикарями, но - много шагов назад по сравнению даже с обычным, средним мало-мальски культурным западным обществом. На каждом шагу - смертная казнь, порой сопряженная с мучительной пыткой (забрасывание камнями). Варварские законы типа "зуб за зуб". Вполне традиционные - для культурного западного человека - требования к семейной жизни, но с чрезвычайно жестокой нетерпимостью к малейшим отклонениям. Не слишком грамотные описания довольно произвольного набора животных, которые можно и нельзя потреблять в пищу, причем набора, не согласующегося с другими религиями (тем же индуизмом). Прямые призывы к войнам с другими народами. Какой уж там пацифизм, "зеленые", противозачаточные...

Однако, я много раз слышал, что перевод сильно искажает текст Торы. Есть комментарии, но они тоже далеко не всегда меняют суть фактов и дух изложения. Если я понимаю текст неверно, то очень хотелось бы составить хоть какое-то предварительное представление, о чем же речь на самом деле? Каково соотношение между текстом Торы, ее истинным смыслом и современной религией - иудаизмом?

Чтобы упростить задачу, я сформулировал несколько базовых, фундаментальных вопросов. Двигаться дальше, не располагая хоть какими-то ответами, очень сложно и, возможно, бессмысленно. Какой прок, скажем, подробно рассматривать, что сделал или сказал Авраам или Моисей, если таких людей вовсе не было, а рассказ о них - плохо переведенное или неправильно понятое изложение других событий где-нибудь в других мирах. (Скажем, как Эден, про который я много раз читал, что он находится вне Земного шара.) Зачем углубляться в изучение похода по пустыне и указаний, данных Моисею в Шатре, если это тоже - лишь притча или инструкция по выживанию пастухов в пустыне.

Увы, выяснилось, что найти ответы на мои вопросы в интернете или на форумах, скажем так, непросто. Я смотрел многочисленные еврейские сайты типа jewniversity.org, evrey.com, блоги уважаемых раввинов - но никаких намеков не нашел. Обычно рассказываются, будто бы даже для начинающих, разные истории и нюансы, которые - опять же при буквальном прочтении на русском языке - являются обсуждениями тех или иных сказочных персонажей. Примерно как если бы кто-то решил обсудить, почему Зевс именно так наказал Геру или сколько времени нужно Великому Ворону чукчей, чтобы преодолеть все семь небес.

Причем всегда подразумевается, что читатель уже по каким-то причинам выбрал для себя эту религию, со всем согласился, все понял, и интересуют его уже детали. Для образованного и думающего человека очень странная ситуация - если только он уже не потратил тысяч 10 академических часов на усердное обучение, позволившее ему сделать такой выбор. Но тогда зачем ему мелкие частности - он должен был все это давно выучить...

Формулирую эти вопросы ниже. Вдруг найдутся добрые грамотные иудеи, готовые помочь с ответом. Вопросы структурированы: жирным шрифтом дается максимально краткая формулировка, далее более полная, далее мелким шрифтом - дополнительные комментарии, уточняющие вопрос. (Структурирование сделано 21 января. Преамбула переписана 24 января и 8 февраля.)

Очень большое пожелание. Слово "грамотные" выше существенно. Мне не хотелось бы спорить о том, можно ли "верить" науке, с людьми, не имеющими представления о возрасте Вселенной, Большом Взрыве, эволюции позвоночных и прочем, что изучают в 10-12-летней средней школе. Мне уже приходилось сталкиваться с заявлениями, что "в науке все меняется каждые 20 лет", что "ученые ничего не знают" и пр. Я понимаю, что не все помнят школьный курс, что в некоторых школах учат плохо, и что некоторые люди имеют полное право не знать, что Земля вращается вокруг Солнца, как не знал этого Шерлок Холмс. Но такие люди мне вряд ли смогут помочь.

Еще одно большое пожелание, вернее, напоминание. Я спрашиваю не как "еврей", и тема национальности (моей или вашей) меня не интересует. Более того, упоминания национальности при обсуждении общечеловеческих философских вопросов мне кажутся недопустимыми.

  1. Самый основной вопрос. Как современный иудаизм предлагает совмещать общеизвестные сегодня факты и противоречащие им утверждения Торы? (Добавлено 2 февраля 2008.)

    Уважаемые комментаторы, такие как Сончино, Берман или множество других, с достойным всяческого уважения усердием разъясняют, что в Торе часто написано отнюдь не то, что получается при переводе на русский. Но некоторые вещи, как их ни прочти, прямо противоречат фактам. Приведу несколько примеров. Мелким шрифтом - утверждения, которые при правильном переводе можно соотнести с реальностью. Обычным шрифтом - которые, по моему разумению, не сходятся с фактами никак.

    • Я согласен, что переводить "йом" как день, "эрев" как вечер, "шамаим" как небо - значит лишь вносить путаницу. Все дни творения вполне можно понять как реальные эпохи возникновения Земли, жизни и человека. Подробности можно найти в комментариях хотя бы Сончино.

    • Но как можно истолковать стихи 1 и 14, чтобы избежаить нестыковки? Ведь вначале появилось Солнце, а только потом, через полмиллиарда лет, Земля и Луна. Это - прекрасно известный достоверный факт, документально подтвержденный многочисленными находками и исследованиями. Факт настолько общеизвестный, что входит в школьные учебники астрономии и даже в популярные энциклопедии для дошкольников. Ничуть не хуже известно, что трава с семенами (стих 11) появилась после "чудовищ" (больших животных вроде динозавров, стих 21), и что вообще какая-либо растительная жизнь (стихи 11 и 12) появилась под солнечными лучами, а не до того, как "светила заняли свое место на небе" (стихи 16-18).

    • Я согласен, что рассказ об Адаме и Еве можно отнести к другому измерению, вне нашей Земли, и предположить, например, что эти две души каким-то образом воплотились среди миллионов представителей рода Homo в какой-то момент миллионолетней эволюции нашего рода. Прямых противоречий фактам в повествовании о Эденском саде нет. Все это было не на Земле.

    • Однако другой рассказ - о Потопе - уже не укладывается ни в какие рамки. Как можно проинтерпретировать этот ивритский текст, чтобы увязать его с фактами? Я не вижу вариантов. Никакого потопа, уничтожающего все живое или хотя бы человечество, в последние миллионы лет не было. Были регулярные поднятия и опускания уровня моря, соответствующие ледниковым периодам, но эти колебания не превышали 200 метров и никак не могли ни погубить род человеческий, ни даже затопить небольшой холм. Были наводнения при таянии ледников, но локальные, отнюдь не планетарного масштаба, и опять же неспособные затопить ни одну гору.

    • Многие "египетские казни" можно истолковать как литературный рассказ о реальных событиях, сопутствующих мощным извержениям. Камнепады, "падающие жабы" и прочее - это не просто бывает, а скорее всего и правда было. Ибо описываемое время неплохо коррелирует с хорошо известной катастрофой, самой крупной в последние 10000 лет - взрывным извержением вулкана Санторин.

    • Но вот расступившееся море, увы, уже не соответствует никаким фактам. Даже если не ссылаться на физику, то историческая наука в этом плане может утверждать достаточно однозначно: таких великих геологических событий, как обнажение морского дна от берега до берега, в это время не было. Было другое, подтвержденное папирусом Ипувера: гибель войск фараона из-за мощнейших цунами и смерчей, сопровождавших вышеупомянутое величайшее геологическое событиие - извержение Санторина.

    Вопрос очевиден: как современные иудеи, учившиеся в школе или даже университетах, совмещают веру в истинность Торы со своим образованием? Какова "официальная", общепринятая точка зрения иудаизма?


  2. Парадокс в основаниях - самая "стартовая" трудность. Мы достоверно знаем, что основных событий, изложенных в Торе, не было - это неправда. Почему же считается, что установления и заповеди, изложенные там же, - буквальная правда?

    A. Фундаментальные события, описываемые в Торе, не могли иметь место в действительности. Например, прекрасно известно, что численность нашего вида (как и всех прочих) никогда не сводилась к двум человекам, а имела место довольно плавная эволюция на протяжении 2 миллионов лет (род Homo) или 50-70 тысяч лет (вид Homo sapiens sapiens). Может быть, в Торе - намеки и аллегории на реальные факты. Может быть, просто шифр.
    Б. При этом, для иудаизма, вроле бы, очень важна максимальная точность и достоверность тезисов, изложенных в Пятикнижии. Хотя бы потому, что большая часть текста детально расписывает, как следует и как не следует жить евреям.

    Но ведь это парадокс! Как может быть один и тот же источник и точным, и приблизительным? Допустим, все точно. Тогда это просто сказка: ведь никакого единственного Адама в действительности не было, а эволюция биосферы шла, мягко говоря, не совсем так. Допустим, все это - аллегории, глубокие намеки, шифры. Тогда почему та же соблюдение субботы в современном Израиле трактуется вполне буквально - а, скажем, не как информация о программе действий при будущем освоении системы Сириуса?


    Ситуация примерно такова, как если бы в арифметике уживались две системы: одна традиционная, а другая предполагающая лишь конечное множество натуральных чисел и изменение суммы от перестановки слагаемых. Как изучать дальнейшие области иудаизма (или математики), имея столь фундаментальное противоречие в самой основе?

    Единственная религия, с которой я могу, наверно, хоть как-то сравнить - христианство (если брать Евангелие). Тут этой проблемы вообще нет. Во-первых, абсолютная точность событий, описываемых в Евангелиях - жизни и деяний Христа, - не принципиальна. Ценность христианского учения, по-моему, не изменится, если выяснится, что Христос не обращал воду в вино, или что накормил четыре тысячи человек не точно семью, а, допустим, восемью или 70 хлебами. Главное - то, чему он учил, а это не имеет отношения к "материальным фактам". Бессмертие и спасение души, этика, любовь, наличие всемогущего и всеблагого Бога... Во-вторых, большая часть этих чудес, вообще-то, могла произойти: они не противоречат нашим знаниям о мире. Скорее, эти "чудеса" немного выходят за пределы изученного конкретно к XX веку - исцеления, левитация. Чудеса "подобного типа" и сегодня демонстрируют великие йоги, праведники и целители. В иудаизме же утверждаются не события, которых "не может быть, потому что не может быть никогда", а события, которые попросту не имели места ни в истории человечества, ни в истории Земли - ибо они слишком значительны, чтобы их можно было "не заметить".



  3. Проблема границ достоверности (логическое продолжение предыдущего). Очень кратко: расступалось Красное море перед Моисеем или нет?
    Мы не можем буквально признать, что в Торе изложены действительные факты, ибо они давным-давно вошли в противоречие с нашими знаниями о мире. Следовательно, часть Торы является если не выдумкой мифотворцев, то аллегорией или шифром. Тогда возникает вопрос: есть ли вообще в Торе хоть один буквальный факт? Если да, то где проходит граница между фактами и намеками? Проблема заключается в том, что уже такая вещь, как "египетские казни", фактом быть не может.
    Ибо как минимум некоторые события, которые там описаны, наверняка не происходили - например, "расступившееся море" как способ перейти по дну на другой берег двум миллионам евреев. На самом деле было извержение Санторина, цунами, камнепады, и прочие события, вероятно, более или менее аккуратно описанные в папирусе Ипувера. Но, конечно же, не образование "коридора" на дне Красного Моря.

    Это понятно любому грамотному человеку, но на всякий случай уточню. Если бы кто бы то ни было все же организовал такой "коридор" - хоть Всевышний, хоть, допустим, фантастические инопланетяне, - то соответствующая энергетическая встряска земной литосферы, пожалуй, оказалась бы куда как более "заметной", чем падение немаленького астероида! Ведь речь идет о почти мгновенном переносе миллиардов тонн воды и последующем удержании ее в "ненормальном" положении. Даже просто на разовый перенос воды способны только самые мощные взрывы, однако самые мощные взрывы, оставившие неисчислимые следы по всей планете - взрывы Кракатау и Санторина, известные всем геологам - способны были на несравненно меньшее. Просто цунами - о которых, собственно, и упоминает папирус.

    Уточню еще раз - это важно. Я не говорю, что "расступание вод" не могло произойти. Напротив, могло! Я даже готов предположить, что не боги, а самые обычные люди, лет через 5000, при помощи мощной техники смогут очень быстро соорудить нечто такое: невидимая чудовищная плотина и очень быстрая откачка вод. Я говорю совсем иное: что этого фактически не было! Потому, что если бы это было, то это оставило бы неизгладимый след в истории, геологии и биологии. Куда более заметный и поразительный, чем извержение Санторина или постройка города Нью-Йорк. Ибо наш мир устроен "логично", "упорядоченно" - он существует по законам природы. В нем бывают действительно великие чудеса, например, свечение Солнца или существование животных. Но они имеют причины и последствия. "Не заметить" такое нестандартное событие, как возникновение канала в Красном Море, с невообразимо огромной энергетикой и объемами, в нашем ближайшем прошлом, рядом с цивилизованным и густонаселенным Египтом, столь же немыслимо, как не заметить слона, который сидит на кухне и читает газету. Тем более что слон-то действительно был, только несколько другой: величайшее извержение за последние 10 тысяч лет.

    Некоторые другие "казни", вроде превращения воды в кровь, ничуть не более возможны. Ведь в крови немедленно вымерла бы почти вся нильская жизнь. Это была бы чудовищная экологическая катастрофа, куда серьезнее Чернобыля. После этого никакой Египет, живущий за счет Нила, просто не смог бы существовать - вероятнее всего, там воцарилась бы заваленная трупами пустыня.

    Но если все так, то и сам Моисей оказывается не буквальным, а мифологическим персонажем! Так же, например, как и герои мифов Эллады. Да, возможно, существовал исторический прообраз - человек, который предводительствовал евреями при выходе из Египта - но персонаж Торы имеет к нему лишь некоторое отдаленное отношение. В этом нет ничего "плохого", напротив - мы получаем косвенные свидетельства, наряду с папирусом, что в тот момент какие-то Высшие Силы действительно вмешались в судьбу евреев, использовав могучие катаклизмы, возможно, чтобы помочь этому народу освободиться и основать религию.

    Однако, что получается с историей о происхождении Торы непосредственно от "высшего источника" на горе Синай? Получается, что и это - часть мифа о Моисее, возможно, мифологически и образно пересказывающая совсем другие события.

    А вот это уже нехорошо. Ибо доскональное изучение Торы и точное следование ее заповедям, насколько я понял, имеет смысл именно постольку, поскольку она дана нам Высшими существами (или существом). Ведь и ключи к шифру имеют смысл ровно постольку, поскольку все происходило именно так. Если же все это дело рук человеческих, наподобие сказаний греков или скандинавов, то уже вся Тора оказывается недостоверной и достаточно произвольной. Историческим свидетельством, содержащим ряд глубоких мыслей и намеков на великие чудеса вперемешку с первобытными суевериями и обрядами. Если не ошибаюсь, иудаизм не приемлет такую позицию. Или приемлет?


  4. Аутентичность Бога. Сколько Всесильных действует в Торе?
    В Пятикнижии время от времени действует существо, именуемое "Всесильным" или "Богом". Но вплоть до Синая это не непрерывное повествование о Нем, а скорее рассказ об истории человечества, где Всесильный появляется эпизодически - вначале творит мир, а потом общается с теми или иными персонажами. Откуда именно следует, что это одно и то же существо? Только из того, что его именуют одинаково? (Кстати, не совсем одинаково. После Авраама, Ицхака и Яакова имя частенько уточняется: "Всесильный Авраама, Ицхака и Яакова". Как будто есть другие Всесильные.)
    Между тем, многое указывает на то, что речь идет о разных существах: см. следующий пункт.


  5. Нестыковка масштабов. Как это - Творец миллиарда миллиардов звезд "проходит" перед Моисеем, говорит про свою "мышцу" и не хочет показывать ему "лицо"? Звучит так же неправдоподобно, как черная дыра, принарядившаяся в летнее платьице.
    Наверно, эта деталь современному человеку бросается в глаза сильнее всего. Вначале речь идет о сотворении, не больше не меньше, Мира. Причем даже в толкованиях раввинами этой главы (очевидно, аллегорической) я пока не видел намеков, что речь идет не о сотворении Вселенной, а только о создании нашей планеты или хотя бы Солнечной Системы. Между тем масштабы даже известной на сегодня Вселенной (которые век от века увеличиваются) абсолютно несопоставимы с масштабами одной планеты - о которой идет речь во всей прочей Торе и даже в большей части первой главы. Для тех, кто не любит большие числа, приведу аналогию: только известная Метагалактика относится ко всей Солнечной Системе, по порядку величин, примерно так же, как вся Земля - к тонне воды, или вся земная биосфера - к одной инфузории. (Все эти сведения легко уточнить в Google.) Не странно ли, что Творец, скажем, всех живых организмов планеты на протяжениии целой книги описывается в масштабах единственной "инфузории", вернее, мельчайшей молекулы на теле этой "инфузории" - т.е. человечества в Солнечной Системе?


    И даже если забыть об этом чудовищном несоответствии, а ограничиться Творением Земли, то и этот масштаб катастрофически нарушается. "Чудеса", описываемые после первой главы, сам образ Бога, который может "пройти" или показать свое "лицо", совершенно не вяжутся с мощью и масштабами существа, способного сотворить целую планету и "организовать" миллиардолетнюю эволюции биосферы.



  6. Зачем Богу соревноваться с магами? (Логическое продолжение предыдущего.) Какой смысл существу, для которого взрыв Сверхновой - микроскопическая мелочь, демонстрировать балаганные чудеса?
    Речь снова о Казнях. Возможно, в представлении первобытного пастуха, привыкшего поклоняться богам вроде "бог этой реки" или "дух этой горы", вопрос о могуществе такого бога правомочен. Но в представлении современного "пастуха", обычного человека, не только Творец вселенной, не только Творец планеты, но и куда более частный Творец, хотя бы всего человечества - существо настолько несопоставимое по возможностям и мудрости с обычными колдунами и магами, что сама мысль о соревновании и доказательстве своего могущества египтянам кажется дикой. Примерно как если бы человек пытался доказать свое могущество муравью, демонстрируя, что он лучше всех муравьев способен таскать травинки. И даже это сравнение очень слабое. Ведь в Торе речь идет, как минимум, о творце самого фараона, всех египтян и их магов. Если же попытаться соотнести это с Творением Вселенной, то вообще ничего не "складывается". Возникает ощущение, что в рассказе о Казнях речь идет о каком-то совсем-совсем другом существе, пусть и нечеловеке, но бесконечно далеком по возможностям от таких Чудес, как сотворение человечества, животных и пр. Скажем, о каком-нибудь греческом божестве, которому нужно доказать египтянам, что у него хватит сил "перебороть" египетских богов и их жрецов.


  7. Идолопоклонство (!) Как получается, что Тора описывает классического идола и поклонение ему, а современные иудеи утверждают, что иудаизм несовместим с идолами? (Добавлено 14 января 2008.)
    Чрезвычайно удивительно, что иудеи гордятся своим отрицанием поклонения идолам и кумирам, в то время как 50% текста Пятикнижия посвящено не чему-нибудь, а детальнейшему описанию правил поклонения идолу! Ведь что такое Ковчег Завета? Да самый классический идол, со всеми традиционными языческими атрибутами. Некая вещь, сделанная из драгоценного металла, окруженная всяческими украшениями. Перед этой вещью приносятся кровавые жертвы, люди мажутся кровью и совершают всевозможные другие магические обряды. (Я выделил элементы, которые считаются наиболее мерзкими проявлениями язычества и обычно строго осуждаются, как минимум, иудеями, христианами, мусульманами и просто цивилизованным человечеством.) Считается, что из этой вещи говорит Бог (???). К этой вещи допускаются лишь избранные (жрецы), прикосновение посторонних карается смертью. Сама вещь помещена в специальный, тщательно охраняемый Шатер Откровения (фактически, "походный" языческий храм). Ну чем не идол? Только разве что одним: необычной формой. Моисей догадался сделать идола внешне непохожим на привычные идолы, что и помогло ему обмануть легковерный народ и занять его привычным делом - идолопоклонством, но под другим названием.

    Остается добавить, что если даже считать события из Торы мифологическими - может быть, на самом деле не было никакого Ковчега, и упрек не по адресу - то современные иудеи благополучно продолжают заниматься идолопоклонством. Что такое - церемония выноса Торы? Что такое - поклонение Стене Плача?


  8. Чрезвычайная жестокость. Неужели, действительно, Всесильный Торы - чрезвычайно жестокое и злобное существо, в понимании обычных культурных людей?
    В Торе есть много эпизодов, где Всесильный наказывает, причем чрезвычайно жестоко. Очень в духе первобытных дикарских нравов, но в полном противоречии с идеей Всеблагого Господа, источника света и любви. Простейший пример - все та же Казнь: чем первенцы виноваты, что фараон не хочет освобождать своих рабов? И не один, не два, а все первенцы большого народа. Даже бессердечные олимпийские боги, кажется, так не злобствовали - максимум, мор насылали на какую-то область. Даже если понять все это как аллегории, то бедствие должно быть воистину великим. Или, например, такая жестокость, как забрасывание камнями женщины. Или братоубийственная резня при Синае (даже по современным человеческим, не божественным меркам - великое преступление) - лишь за неразумие и возврат к старой привычке. Или, опять же, мор (надо полагать, тяжелые инфекционные болезни), который постоянно насылает Бог на несчастных евреев. Вот не от плохой еды они болеют, не от антисанитарии, а никто иной, как сам "любящий" их Бог постоянно подвергает их жутким пыткам - такие болезни нередко куда мучительнее самых изощренных пыток, изобретенных инкцизицией или нацистами. Причем, как правило, за пустяки ("как бы роптали").

    Можно сказать, конечно, что Ему виднее, что для нас благо, и на самом деле все это Добро, а не Зло. Но тут мы быстро придем к пустой игре словами. Я использую слово "жестокость" в обычном, не эзотерическим или каком-либо "высшем" смысле: в том же, в котором культурные люди обвиняют в жестокости маньяков или нацистов в концлагерях. В этом смысле поступки Бога из Торы - жестоки.


Вот, наверно, самые основные вопросы. Может быть, позже сформулирую еще.

Заранее извиняюсь, что не сокращаю слово Бог - это отдельный мелкий вопрос, не вошедший в список. По-моему, это русское слово никак не является его именем, которое не следует "умоминать всуе". Происходит оно, кажется, из санскрита, где означало всего лишь успешного, богатого человека - все это легко найти в Google. А значит, имеет не больше отношения к обозначаемому существу, чем неблагозвучные сокращения вроде Б-г или Г-подь.

На всякий случай, вот ссылка на другие форумы, где мне тоже ответили. Сегодня (27 февраля) уже два. К сожалению, вопросы прибавились, а с ответами "напряженка" :) Еще хуже, что на первом форуме мне пришлось выслушать массу обвинений и негативных эмоций, но практически никаких профессионльных консультаций, советов или просто попыток разобраться. В любом случае спасибо отвечающим.
Subscribe

  • 13-й урок курса

    Курс 8-го Дня явно близится к завершению. Наконец-то опубликован 13-й урок: огромный массив информации о законах 8-го Дня. Всего будет 15.

  • 9-й урок курса

    Наконец-то, после больше года усилий, готов 9-й урок курса «Язык 8-го Дня»: Урок 9: Леви–3 — Язык 8-го Дня algart.net Получилось реально…

  • Уволили Виктора Пасечнюка

    Моего друга, замечательного российского священника Виктора Пасечнюка отстранили от должности. Очень печально.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 223 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • 13-й урок курса

    Курс 8-го Дня явно близится к завершению. Наконец-то опубликован 13-й урок: огромный массив информации о законах 8-го Дня. Всего будет 15.

  • 9-й урок курса

    Наконец-то, после больше года усилий, готов 9-й урок курса «Язык 8-го Дня»: Урок 9: Леви–3 — Язык 8-го Дня algart.net Получилось реально…

  • Уволили Виктора Пасечнюка

    Моего друга, замечательного российского священника Виктора Пасечнюка отстранили от должности. Очень печально.…